2022 год

1. Обзор научно-педагогической литературы по вопросам переосмысления модели обучения в эпоху цифрового общества и обоснование на основе социологических исследований.

Проведен обзор мировой и отечественной научно-педагогической литературы по вопросам переосмысления модели обучения в эпоху цифрового общества и обоснование на основе социологических исследований. Изучены научные статьи из базы ведущих международных библиографических платформ «Scopus», «Web of Science» и издательств «Elsevier», «Springer Science» и др. Всего изучены, проанализированы более 70 статей современных исследователей по вопросам новой модели обучения в цифровую эпоху и трансформации образования после пандемии на английском, русском и казахском языках. На основе обзора научно-педагогической литературы и проведения социологических исследований среди студентов, ППС и руководства подготовлены две научные статьи, в которых процитированы научные работы в количестве -31 работа, из них 18 - на английском языке, 13 на казахском и русском языках. Проведено социологическое исследование с охватом 492 студентов, 70 магистрантов, 115 ППС, 41 менеджеров, руководителей поразделении 7 вузов Западных регионов РК.

1.1. Обзор научно-педагогической литературы

Первая статья посвящена вопросам переосмысления модели обучения в эпоху цифрового общества и обоснована материалами обзора мирового опыта и анализа педагогических и социологических исследований. Название статьи:"Модель обучения в эпоху цифрового общества: педагогический дизайн смешанного обучения". В статье проанализированы итоги первого этапа эксперимента по изучению теории и практики внедрения смешанного обучения в вузах, определены содержание и структура педагогического дизайна смешанного обучения. Выявлены компоненты методологической, дидактической, технологической и структурно - содержательной модели педагогического дизайна смешанного обучения на основе анализа мировой теории и практики обучения в вузах. Определены необходимые уровни институциональной, педагогической и технологической подготовки, объектов оценивания, критериев и показателей их готовности. Итоги первого этапа исследования, полученные результаты и выводы служат основой для перехода к следующему этапу разработки педагогического дизайна смешанного обучения. Статья на 15- страницах размещена на электронный портал редакции научного издания КОКСОН МНВО РК «Вестник КазНУ им.Аль-Фараби», Педагогическая серия. В настоящее время статья прошла этап проверки «Антиплагиат» и находится на этапе "рецензирования". Справка №22-24-97 от 24.11.2022

2. Проведение социологических исследований

Социологическими исследованиями охвачены для первого исследования 280 студентов и 56 магистрантов, 74 ППС и 23 менеджера из 7 университетов. По итогам 1 этапа исследования определены уровени цифровой грамотности студентов и ППС, институциональная, педагогическая и технологическая готовность экспериментальной базы для разработки экспериментального педагогического дизайна смешанного обучения, выработаны рекомендации по организационно-технологическому обеспечению эксперимента. Для анализов по теме второй статьи социологическими исследованиями охвачены 212 студентов и 14 магистрантов, 41 ППС и 17 менеджера университетов. На диагностическом этапе готовность преподавателей, студентов и административного персонала, участвующих в эксперименте к применению интегрированных систем управления измерялась моделью «SAMR». Выбранные критерии и показатели позволили определить уровень готовности опрошенных к использованию технологии, выявить проблемы и пути решения на этапе подготовки к внедрению модели смешанного обучения В результате социологических и педагогических исследований определены понимание и видение респондентов о формате смешанного обучения, опыт онлайн-обучения, полученный при дистанционном обучении, специфика работы на различных платформах, создание обучающего контента, управление обучением, уровень работы с информационными технологиями, проблемы и пути решения.

3. Изучение и анализ мирового и отечественного опыта смешанного обучения в высшем образовании.
Вторая статья посящена вопросам разработки интегрированной модели технологических систем управления смешанным обучением в вузе, на основе изучения зарубежной и отечественной теории и практики, а также материалов анализа социологических исследований. Название статьи: "Смешанное обучение: современные тенденции, опыт и технологические возможности". В статье анализируются зарубежные и казахстанские материалы об организации смешанного обучения и определяется потенциал применения цифровых образовательных технологий. В результате сопоставления и синтеза изученных нормативных документов и научной литературы сформулированы выводы, проведена систематизация и обработка полученных данных. На основе методов систематизации и проектирования разработаны модели технологической учебной среды, системы управления, компонентов и структуры смешанного обучения. Представлена экспериментальная модель управления смешанным обучением на основе интеграции систем LAMS, LMS, CMS, которая позволит обеспечить целостный подход в реализации процедур по организации, контроля, оценки и внесению изменений в образовательный процесс вуза. В качестве результатов данного этапа исследования определены научные основы педагогического дизайна смешанного обучения. Промежуточные результаты являются предпосылкой для дальнейшего моделирования структуры и содержания смешанного обучения в вузе. Статья на 16 страницах размещена на электронный портал редакции научного издания КОКСОН МНВО РК «Вестник ЕНУ им.Гумилева», Педагогико-психологическая серия. В настоящее время статья прошла этапы проверки «Антиплагиат», «Рецензирование» и готовится для публикации в №4, 2022 года. Справка: №1272 от 23.11.2022

4. Изучение и анализ опыта Иннополисского университета в г. Иннополис, Татарстан, РФ
Электронная информационно-образовательная среда Университета Иннополис обеспечивает:
• доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
• фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;
• проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
• формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет"

5. Командировка в г. Алматы с целью ознакомления деятельностью Института новых образовательных технологий Казахского национального университета имени Аль-Фараби, оказывающего организационную, методическую, информационную и техническую поддержку учебного процесса по ДОТ
В результате выезда в КазНУ им.Аль-Фараби посетили Офис академических и цифровых инноваций. Была обсуждена концепция развития и применения цифровых образовательных платформ в рамках проекта. Состоялся обмен опыта с сотрудниками и ППС вуза, изучена и проанализирована система Univer, система дистанционного обучения MOODLE, open.kaznu.kz, moocs.kz опыт вуза по координации деятельности платформ открытых онлайн курсов. Ознакомились с техническим оснащением организации работы в студии видеозаписи и методикой создания онлайн курсов. Обменялись мнениями по организации технологической учебной среды и управлению процессом обучения университета. Рассмотрены меры по развитию компетенций и навыков преподавателей в работе с платформами, методы формирования траекторий самостоятельного развития студентов. Письмо №44-9-3885 от 07.11.2022